Как научить детей распоряжаться финансами?
Эдуард Матвеев, генеральный директор ООО «Управляющая компания «Кастом Кэпитал», автор книг для детей о финансах «Лесная биржа» и «Дима и Совенок», занимается управлением финансами 14 лет. Имеет 2 высших образования, сертификат CIIA (Сертифицированный Международный Инвестиционный Аналитик) в швейцарской CFPI – AZEK, а также проходил стажировку по программе TACIS на базе Manchester Business School:

Однажды, в кризисном 2008 году, когда нужно было принимать быстро не самые простые решения, моя 8-летняя дочь случайно  оказалась на совещании с управляющими. Вечером дома она стала задавать мне вопросы о том, что я делаю, и что означают все эти слова: акции, инвестиции, проценты.
И тогда я задумался: как объяснить всё так, чтобы не спугнуть этот едва зародившийся интерес? А ведь у меня когда-то в 1989-м были точно такие же вопросы, после того, как в кинотеатре я посмотрел фильм Оливера Стоуна «Уолл-стрит».
С тех пор я написал 2 книги о финансах для детей дошкольного и школьного возраста, и сейчас пишу третью. По просьбам читателей я стал проводить тренинги для детей. И мне хотелось бы поделиться с вами не только опытом финансиста, тренера и писателя. Прежде всего, я хотел бы поделиться с вами опытом отца троих детей, которому не безразлично их будущее. 
Перед вами 9 важных моментов, которые следует помнить, если вы хотите вырастить не только финансово грамотного ребёнка, но и личность.

1. Ребёнок всегда берёт пример с вас
Чему бы вы его ни учили, он тщательно следит за вашими действиями. На тренингах, в которых родители детей принимают ограниченное участие, я прошу детей рассказать о финансовом поведении их родителей, оценить его с их точки зрения. По началу родители относятся к такому эксперименту с недоверием, но, в конце концов, часто бывают благодарны, поскольку дети нередко подмечают то, на что мы не обращаем внимание.
Александра, мама Алеши (3 года) и Максима (8 лет): «Мне кажется, старший сын тратит карманные деньги более разумно, не покупает ерунду. «В магазин надо ходить со списком и не голодному», – учит меня сын после чтения книжки» 
2. Не упустите подходящий момент
Когда ваш малыш просить дать ему деньги, чтобы самому отдать их продавцу за игрушку или сладость – значит он уже готов для экономических отношений, ему они интересны. С этого момента начинают закладываться финансовые привычки и поведение, на которые, конечно же, влияет и пример родителей. У всех этот возраст разный, но в среднем – 5 лет.
Марина, мама Насти (7 лет): «Дочка уже применяет на практике советы из книги, вижу по ее поведению и словам, что она уже знает цену вещам, игрушкам, развлечениям. Знает, в чем семья нуждается первостепенно, а что из потребностей не столь важно».

3. Заинтересуйте ребёнка 
Нужно объяснить, зачем ему это нужно. Например, на своих тренингах я рассказывают детям про секреты денег, которых многие люди просто не знают. А без этого невозможно ничего получить в жизни. 
Антон, папа Матвея (10 лет): «После повторного прочтения мой Матвей проявил живой интерес к тому, как устроена настоящая биржа, попросил показать, как происходит купля-продажа акций, что изображено на графиках и даже открыть для него Demo-счет»

4. Что не пригодится, то не запоминается
У ребёнка гораздо сильнее, чем у взрослого, работает закономерность «что не пригодится, то не запоминается». Например, если у вашего ребёнка «не идёт» французский язык, стоит свозить его во Францию, и он изменит своё отношение к этому предмету. Что касается финансов – все намного сложнее. Ребёнка не достаточно сводить, скажем, в банк или показать счета, которые вам приходится оплачивать. Он ещё не может, как взрослый, заставить себя прочитать учебник или просмотреть онлайн семинар. Придумайте для него интересную историю на тему финансов, так он весело и легко её запомнит, а вместе с ней и учебный материал. Я написал две сказки, в которых финансовые понятия появляются как бы между прочим, и в контексте связной целой истории легко запоминаются. Это подтверждают родители маленьких читателей. Значит, вам это тоже под силу.
Ольга, мама Славы (6 лет): «На протяжении всей сказки последовательно показывается, что деньги - это лишь средство для обмена создаваемой ценностью. Казалось бы, это тривиальная мысль, но вокруг масса людей, которые ее не понимают»

5. Объясняйте сложное простыми словами
Для запоминания сложных терминов используйте похожие по звучанию слова, понятные ребёнку. Например, в книге «Лесная биржа» вместо акций разных компаний, торгующихся на этой самой бирже, жители волшебного леса обмениваются листками акации, на которые нанесена надпись о владении той или иной лесной компанией. Таким образом, у ребёнка появляется чёткая ассоциация между механизмом владения компанией и листками акации, сказку про которые он читал.

Дмитрий, папа Миши (9 лет) и Алены (6 лет): «Слово «дивиденды» в сказке – «дилиденьги», то есть «делим деньги»! Именно такие объяснения сложных терминов и приводили меня в восторг во время чтения этой поучительной сказки!»

6. Дайте ребенку возможность принимать решения
Пусть ребёнок во время вашей с ним игры учится принимать решения. Главное в этом деле научить его не бояться, что какое-то из них окажется неправильным. Задания и игры можно придумывать самим или воспользоваться уже готовыми идеями, в том числе и теми, которые я выкладываю на странице «Дима и Совенок» в «ВКонтакте». Для детей это развлечение, а для родителей – возможность понять, что ребенок усвоил из пройденной темы.

7. Используйте больше игр
Любая самая сложная тема становится интереснее, если разбирать ее в форме игры. При том, чем больше будет детей-участников, тем лучше. На некоторых тренингах я предлагаю поиграть в «государство». Распределите между детьми разные роли: президента, члены правительства, представители народа, крупные бизнесмены из списка Forbes. Предложите им найти выход из какой-то ситуации, например, когда народу не хватает денег на жизнь и кипит недовольство. Обязательно модерируйте этот процесс. На примере ролевой игры дети должны увидеть, насколько интересы разных групп влияют на стоимость денег.

8. Учите рассуждать логически
По моим наблюдениям, очень важно научить ребёнка рассуждать логически, чтобы он не пытался запомнить или угадать правильный ответ, ведь часто в жизни он у каждого свой. Ребёнок должен приходить к решению только своим собственным путём, объясняя, почему у него получилось именно так.  Если он разовьёт у себя этот немаловажный навык, он научится анализировать и принимать эффективные решения не только в финансах, но и во многих других сферах жизни.

9. Важно оставаться человечным
Деньги – деньгами, но доброта, сострадание и взаимопомощь должны всегда присутствовать в отношениях людей. В мире финансов ребенок учится быть не только потребителем, но и учится отдавать, потому что, только отдавая, можно быть по-настоящему счастливым.

В качестве заключения хотелось бы сказать, даже если вам не столь важно, чтобы ваш ребёнок грамотно распоряжаться своими финансами сейчас и в будущем, знание финансовых основ поможет ему как минимум оценить то, что вы делаете для него и всей семьи. А это дорогого стоит!